• На главную
  • Написать письмо
  • Russian
  • English

Защитники Родины

История МПО им. И. Румянцева неразрывно связана с историей страны. Великая Отечественная война изменила жизнь предприятия подчинив ее нуждам фронта. Работники Московского карбюраторного завода №33 (АО «МПО им. И. Румянцева») внесли значительный вклад в достижение Победы. В каждом цехе, у каждого станка шла напряженная работа и упорная борьба за Победу. За годы Великой Отечественной войны МПО им. И. Румянцева стало одним из передовых агрегатных предприятий авиационной промышленности страны.

«Все для фронта, все для победы!» - такая задаче была поставлена перед заводом завода 22 июня 1941 года. Необходимо было срочно перестроить производство на военный лад. Решались неотложные вопросы мобилизации на фронт и замены кадров, размещения и освоение новых заказов, формирования народного ополчения и многие другие.

27 июля 1941 руководством страны было принято решение о развертывании авиационной промышленности и ускоренном строительстве новых авиационных заводов, поставлена задача быстрого увеличения выпуска боевых машин при непрерывном улучшении их тактико-технических показателей. В связи с этим коллектив завода должен был значительно увеличить выпуск продукции. Завод приступил к изготовлению новых карбюраторов АК-82БП к мотору М-82 для боевых самолетов - бомбардировщиков Ту-2, истребителей Ла-5, Ла-7 и др. Всю эту работу приходилось выполнять в условиях резкого сокращения заводского станочного парка и числа работающих. Ведь в соответствии с приказом Наркомата авиационной промышленности от 18 июля 1941 года первая группа рабочих и инженеров, а также станки и оборудование были эвакуированы. В ноябре пришел приказ о полной эвакуации завода на предприятие-дублер в Пермь.

Однако жизнь не остановилась. В конце ноября 1941 года в полупустых цехах началась работа по созданию опытных образцов мин и наладке их серийного производства. Уже 1 декабря завод приступил к массовому производству мин. Люди работали не по восемь часов, а столько сколько требовалось для выполнения задания.

Как только непосредственная опасность, угрожавшая столице, миновала, Правительство приняло решение о восстановлении производств. Поэтому в январе 1942 года в соответствии с приказом наркомата на площадях еще недавно эвакуированного завода была создана производственно-ремонтная база по ремонту карбюраторов. Чуть позже в феврале 1942 года Государственный комитет обороны принял специальное постановление об организации в Москве полноценного производства карбюраторов К-38, К-105 и КС-2 параллельно с выпуском их в Перми.

Одновременно с восстановлением когда-то действующих производств началось создание десяти новых цехов: корпусного, кузнечно-прессового, сборочного, автоматно-револьверного, покрытий, специального и вспомогательных.

В 1943 году стремительно увеличился выпуск усовершенствованных боевых самолетов. Всего за тот год авиапромышленность дала фронту около 35 тысяч самолетов, на треть больше, чем в предыдущем.  От предприятия требуется увеличение производства карбюраторов для моторов М-38, которые устанавливались на штурмовиках Ил-2.  Увеличить выпуск продукции удалось благодаря переходу на новые технологические принципы – поточное производство. Поточная система позволила ставить к станку людей невысокой квалификации. Тогда подавляющее большинство заводчан составляли женщины и подростки. Многие из них впервые вставали к станку, не владея никакой производственной специальностью. Внедрение новой формы организации производства позволило увеличить выпуск основного вида продукции – карбюратора К-38 по сравнению с 1942 годом в 3.5 раза. В этот тяжелейший год завод перевыполнил план по всем видам продукции.

В 1944 году выпуск самолетов увеличился до 40,3 тысяч, были модернизированы старые и созданы новые типы истребителей Як-3, Ла-7, штурмовики Ил-10, бомбардировщики для дальних полетов. Дальность достигалась за счет новых экономичных моторов. Одним из них был дизель-мотор АЧ-30Б. Топливную аппретуру для него - дизельный насос ТН-12Б должен был поставлять наш завод. Для выпуска принципиально нового изделия была проведена реконструкция производственных площадей, созданы семь новых цехов. В 1944 году на 73% увеличилась производственная площадь завода, на 89% возросло количество оборудования – в основном за счет новых станков.

Настал день Великой Победы. Несмотря на эвакуацию завод не только сохранил, но и приумножил свои мощности, став одним из передовых агрегатных предприятий авиационной промышленности страны.

За образцовое выполнение заданий правительства по выпуску агрегатов орденами и медалями была награждена большая группа работников завода.

Многие заводчане самоотверженно сражались на фронте и отдали свою жизнь за Родину. Их славной памяти посвящена стела, воздвигнутая на нашей территории к 25-летию Победы, на ней высечены фамилии работников завода, погибших в Великой Отечественной войне:

Абрадушкин М.А.

Авдеев А.Ф.

Архипов Н.А.

Асонов М.Е.

Алексеев В.С.

Барсуков А.А.

Беляков С.М.

Бригинец П.И.

Брюханов В.С.

Балабанов П.В.

Бельчиков Ф.Ф.

Бекешев В.С.

Виноградов Н.Г.

Горбулев Г.С.

Горбунов В.А.

Гришин П.С.

Гуров С.П.

Егоров В.П.

Ежов А.Р.

Зотов И.П.

Замараев Н.Г.

Зорин А.И.

Калинин В.С.

Качнов И.В.

Кириллов В.Ф.

Климихин А.В.

Кокорев В.В.

Косилкин И.К.

Куракин С.И.

Кусов В.А.

 

Лейбкинд К.М.

Лопатенко В.М.

Луговский А.Н.

Макаров В.М.

Малышев Ф.И.

Марзинов А.М.

Майоров С.И.

Михайлов А.А.

Можаев П.П.

Осипов А.П.

Перепелов С.А.

Попов И.И.

Поворов К.И.

Пучков Б.В.

Самушкин А.А.

Серегин П.К.

Соболев В.В.

Соловьев М.Н.

Соломонов А.И.

Стержнев С.С.

Тимонин С.А.

Трофимов И.И.

Тимофеев С.Т.

Тюрин И.Н.

Федоров И.И.

Харитонов В.С.

Хрипаев И.Н.

Хохулин М.П.

Цветков С.И.