• На главную
  • Написать письмо
  • Russian
  • English

Инженерная газета №10-11 2010

Школа серийного производства

МПО им. И. Румянцева в течение ряда десятилетий совершенствовало производство авиационной топливорегулирующей аппаратуры. Традиции коллектива в сочетании с поиском новаторских технических решений позволяют создавать новые конкурентоспособные изделия.

В настоящее время объединение выпускает агрегаты для турбореактивных двигателей – системы автоматического регулирования, автоматы дозировки топлива, насосы, регуляторы и т.п. Они устанавливаются на бомбардировщиках, истребителях, учебно-боевых и военно-транспортных самолетах, пассажирских лайнерах, вертолётах. Изделия объединения хорошо знают в фирмах Су, МиГ, Ту, Ан, Ил, Ка, Ми и др.

Опытные инженеры-конструкторы, инженеры-технологи работают в цехах и отделах рядом с недавними выпускниками технических вузов, совместно внедряя самые современные технологии литья и обработки металла, новейшие информационные технологии. Средний возраст работников предприятия сегодня составляет 48 лет. Каждый четвёртый работник предприятия окончил вуз, а с учетом имеющих среднее специальное образование численность дипломированных специалистов составляет половину коллектива. Есть сотрудники с учеными степенями.

Законы производства обязывают быть в курсе разработок новых перспективных двигателей, современных систем автоматического регулирования, подключаться к участию в реализации программ уже на начальной стадии. Особое внимание при этом нами уделяется системе подготовки производства, оснастки, оперативности в разработке технологических процессов, изготовлении опытных образцов, чтобы продукция в кратчайшие сроки появилась у заказчика для проведения комплекса испытаний. Это позволяет рассматривать совместно с КБ-разработчиками вопросы выпуска будущей продукции на нашей базе и обеспечить постоянную загрузку производственных мощностей.

Рыночная конъюнктура требует, чтобы деятельность современного серийного производственного предприятия не базировалась на сотрудничестве только с каким-либо одним разработчиком-монополистом. Необходимо диверсифицировать свою деятельность и работать с разными главными конструкторами-агрегатчиками. Некогда завод № 33 (позднее известный как «Знамя революции») был плотно загружен разработками только ОКБ-315 (МАКБ "Темп", НПП "ЭГА", НПП "Темп" им. Ф.Короткова"). Ныне трудимся совместно с рядом коллективов-коллег, в их числе Омское машиностроительное КБ, с которым мы в кратчайшие сроки провели подготовку производства и выпускаем агрегат 4212 для двигателя Д-436-148 разработки Запорожского КБ «Прогресс». Успешным было наше участие и в кооперации по изготовлению агрегата 4204 для двигателя АИ-222-25.

Плодотворные творческие отношения сложились с ОАО АК «Рубин». Наше предприятие два года назад приступило к освоению их агрегатов семейства ГП (гидроприводы). Предварительно была проанализирована вся конструкторская документация по ГП-25, выявлены технические проблемы, которые на заводе не могли быть решены с помощью имеющегося станочного парка. Была поставлена задача приобретения необходимого оборудования, проведены переговоры с фирмами Hauser, КАPP, чьи специалисты рассмотрели наши предложения. Представители объединения выезжали к изготовителям на заключение контрактов. Станки были изготовлены согласно техническим заданиям заказчиков, и наши специалисты проходили обучение на этих фирмах, участвовали в приеме оборудования. Всё это положительно сказалось на его внедрении и эффективном использовании.

Уникальный технологический процесс – вакуумно-диффузионная сварка – был также освоен с помощью импортного специализированного оборудования. В итоге мы находимся на стадии серийного выпуска агрегатов ГП-25. Новаторские направления в технологии были внедрены на предприятии для решения конкретных задач увеличения объема и номенклатуры выпускаемой продукции.

В конце 1990 – начале 2000-х годов для семейства самолетных двигателей производства ОАО «Климов» была разработана система 157. Продукция прошла положенный объем испытаний, хорошо зарекомендовала себя, но затем по ряду внешних причин оказалась невостребованной. Недавно было принято решение о выпуске современного вертолетного двигателя, и согласно договору с ОАО «Климов» нашему предприятию и НПП «Темп» им. Ф. Короткова» была поручена адаптация системы 157 для использования на этом двигателе. В кратчайшие сроки разработчиками и производственниками задача была решена. В настоящий момент объем испытаний начался на НПП «Темп» им. Ф. Короткова» и будет продолжен в ОАО «Климов».

В наших планах на ближайшее будущее – сотрудничество с НПО «Сатурн» по выпуску системы 117 для авиационного двигателя 5 поколения.

Положительный опыт сотрудничества накоплен и с зарубежными авиастроителями, есть свежие примеры успешного участия в международной кооперации. Совместно со специалистами фирмы Испано-Сюиза – разработчиками документации по двигателю SаM 146 для самолета Сухой Суперджет 100 мы в кратчайшие сроки провели весь необходимый в плане освоения серийного производства объем подготовительных работ, включая изготовление нестандартного оборудования, выпуск первой установочной партии (под контролем представителя фирмы). В результате был получен первый образец, успешно прошедший на нашем предприятии полный объем испытаний.

Каждая реализуемая с КБ программа требует тщательной предварительной проработки исходя из того, какими ресурсами располагает предприятие. Это инженерные кадры, непосредственные исполнители, производственные возможности механосборочных цехов, оборудование. Ставятся задачи, которые затем воплощаются в конкретные планы, подлежащие обязательной реализации в сроки, установленные директивными графиками.

Параллельно с авиационной МПО им. И. Румянцева в середине 80-х годов стало развивать наземную тематику. Выпускаются модули редуцирования, дозаторы управления, командные агрегаты, отсечные и стопорные клапаны, шестерные насосы и другие изделия для топливно-энергетической системы страны. Они надежно работают на газоперекачивающих станциях ОАО «Газпром» в любых климатических условиях, легко переносят арктический холод и азиатскую жару. Изготавливаются агрегаты (в том числе и во взрывозащищенном исполнении) на той же самой базе высоких авиационных технологий, причём требования к качеству изделий для авиации и объектов Газпрома идентичны.

Мы стремимся быть достойно представленными на рынке сбыта, «ключ» туда – безукоризненный уровень качества продукции. В объединении функционирует сертифицированная система менеджмента качества, соответствующая требованиям стандартов ИСО семейства 9000-2000 – единственных общепризнанных стандартов системного управления предприятием, наиболее проработанному предложению по повышению качества. Осуществляется постоянный жёсткий контроль выполнения установленных документацией СМК требований при проведении внутренних аудитов.

В этом году СМК объединения доработана на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008 и проведена ресертификация в системе «Оборонсертифика» с выдачей «Сертификата соответствия». Его наличие гарантирует выполнение требований документации на всех стадиях жизненного цикла изделия. С системой менеджмента качества на производстве новички знакомятся ещё на этапе оформления на работу, в дальнейшем знакомство углубляется, конкретизируется в подразделениях.

Авиационное производство требует фундаментальных знаний, приобретения уникальных навыков. Техника порождается наукой. От фундаментальной развивается наука прикладная, от неё – авиационные, авиационно ориентированные серийные технологии либо процессы на основе высокотехнологичного авиационного производства. В завершении научно-технической цепочки находится само промышленное предприятие. Это реальный сектор экономики, конкретные изделия, созданием которых можно и следует гордиться.

Свою задачу руководство объединения видит в том, чтобы создавать такие условия для работы, которые привлекали бы перспективные кадры. А чтобы они стремились к продуктивным знаниям, хотели и могли работать в авиастроении, нам необходимо параллельно перевооружать производство на основе современных технологий и оборудования, а также обеспечивать надлежащее сопровождение жизненного цикла изделия. Мы изыскиваем средства для приобретения прогрессивного оборудования производства самых авторитетных фирм. Постоянно совершенствуется, модернизируется, развивается вся технологическая цепочка. АНО «Учебно-консультационный центр Института труда» проведена аттестация рабочих мест по условиям труда.

На предприятии активно внедряются IT, которые должны способствовать сокращению сроков освоения новых изделий, снижению себестоимости продукции, повышению её качества. Программные продукты ERP, TecnologiCS, T-Flex CAD, АСН, 1С: Предприятие 8.2 УПП пришли в подготовку и управление производством, в складской и бухгалтерский учет, в работу с персоналом. В декабре 2009 г. Президент АССАД В.М. Чуйко вручил группе специалистов отдела автоматизации подготовки производства свидетельства о награждении лауреатов премии АССАД имени Ф.А.Короткова – за внедрение комплекса программного обеспечения подготовки производства.

К сожалению, отрыв высшей, средней профессиональной школ от конкретных нужд производства привёл к негативным для кадровой политики последствиям. Ныне существенным преимуществом на рынке труда обладают лишь те немногочисленные предприятия, которые имеют реальную возможность самим активно заниматься подготовкой рабочего, инженерно-технического персонала. Иные сумели сохранить свои ПТУ, корпоративные многопрофильные университеты и могут позволить себе подготовку молодежи по нужным для производства рабочим и инженерным специальностям. Наше объединение – сравнительно небольшого масштаба, и тратить значительные средства на профессиональную подготовку на собственной базе было бы расточительным подходом к делу. Мы готовим молодую смену авиастроителей на базе вузов, колледжей, где идёт профессиональная подготовка технологов, механиков по целевым программам, разработанным учебными заведениями совместно с нашим объединением.

У нас на производстве сохраняется плодотворная традиция наставничества, по-прежнему действуют системы морального и материального стимулирования наставников. Они пользуются всеобщим признанием и уважением. Однако, опытные специалисты настолько плотно вовлечены в собственно производственный процесс, что часто и подолгу отвлекаться ради обучения новичков у них нет возможности. А ведь целый ряд специальностей в авиастроении требует обучения, передачи рабочих навыков непосредственно «из рук в руки» на протяжении нескольких лет!

Жизнь требует гибкого подхода к подготовке производственников. Скорейшей адаптации молодых специалистов в условиях сложнейшего высокотехнологичного производства призваны помочь IT. В частности, речь идёт о разработке интерактивных руководств по эксплуатации и станков, и технологий, и послепродажного сервиса. Взяв любую технологию, молодой специалист должен видеть на дисплее всю исчерпывающую информацию вплоть до ссылок на ГОСТы, установленные правила. Так человек самостоятельно будет обучаться с помощью компьютера, адаптироваться к конкретным производственным условиям. Предприятие же при этом сэкономит время и деньги на обучении своих кадров.

Конечно, само производство в нынешних условиях не в состоянии провести эту сложную, многогранную работу по созданию недорогих интерактивных «рабочих учебников» – ему «не до жиру, быть бы живу». Здесь может помочь только высшая школа, её работа должна быть ориентирована на требования промышленности. Союз «вуз – производство» необходимо выводить на качественно более глубокий уровень ради будущности отрасли.

Генеральный директор ОАО «МПО им. И. Румянцева»
кандидат технических наук
Леонид Халфун