• На главную
  • Написать письмо
  • Russian
  • English

Журнал Вестник Авиации и космонавтики №5 2009

ИМПЕРАТИВ СОВРЕМЕННОСТИ
(Условия для кризиса кризиса)

 

"Для современного человека
летать так же естественно,
как для птицы".
Б.А.Туре

 

ОАО «МПО им. И.Румянцева» – ведущий производитель системы автоматического управления для многих двигателей российской боевой, гражданской и транспортной авиации, старейшее российское предприятие в области авиационного агрегатостроения, надежный многолетний партнер большинства крупнейших двигательных компаний России. Также, помимо традиционных зарубежных партнеров в Индии и Китае, МПО им. И.Румянцева является и поставщиком французской фирмы Снекма (группа Сафран), одной из самых крупных и уважаемых в мировой авиационной промышленности: наше предприятие серийно производит Агрегат дозатора топлива (АДТ) для совместного французско-российского двигателя СаМ146, который ставится на новый российский пассажирский самолет «Сухой Суперджет 100».

«Сухой Суперджет 100» - первый за последние более чем 20 лет новый российский гражданский самолет. Он является беспрецедентным для России примером широкой международной кооперации. В нем задействовано более 30 крупнейших мировых авиакосмических компаний, поставщиков систем и комплектующих.

В «Основах политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2010 года», в частности, записано: « Государственные интересы Российской Федерации в области авиации формируются с учетом ведущих мировых тенденций в сфере изучения, освоения и использования воздушного пространства, основными из которых являются:
- углубление интеграционных процессов и международного разделения труда на мировом рынке авиационных товаров и услуг в области авиации;
- обеспечение выгодных для России условий ее участия в международном разделении труда на мировом рынке авиационных товаров и услуг в области авиации».

В октябре 2006 года МПО им. И.Румянцева подписало Контракт на серийное изготовление АДТ с французской фирмой Испано-Суиза (группа Сафран), которая отвечала за поставку системы управления двигателем СаМ146, одним из основных элементов которой является наш агрегат. С апреля этого года, в связи с внутренней реорганизацией в группе Сафран, контракт с французской стороны был передан на фирму Снекма.

С самого начала в этом проекте руководство предприятия преследовало не только чисто коммерческое цели. Отнюдь не второстепенными задачами было приобретение опыта партнерства с авторитетной западной компанией, участие в крупном международном проекте, выход на международный рынок производителей агрегатов для гражданской авиации.

Как отмечал несколько лет назад Владимир Путин на встрече с руководителями авиационной отрасли России: «Мы, используя все, что у нас есть положительного в этой сфере, не должны замыкаться в себе, зная, что ни к чему хорошему это не приведет. Нужно объединять свои усилия с ведущими авиационными державами мира, выбирать правильных партнеров на соответствующих направлениях, работать как с американскими партнерами, так и с западноевропейскими, активнее продвигать наш товар на внешний рынок».

Руководство МПО им. И.Румянцева также понимало, что участие в международном разделении труда в области гражданского авиастроения – императив времени, а успешное начало серийного производства АДТ – лишь первый шаг на большом пути, что это - условие необходимое, хотя и недостаточное - своего рода входной билет на мировой рынок производителей гражданской авиации. Но, без первого шага не может быть и дальнейшего движения.

С самого начала Объединение столкнулось с целым рядом новых для нас проблем и задач, которые пришлось решать усилиями всего коллектива, всех служб и структур предприятия.
Высокий профессиональный уровень, богатый опыт и технологические возможности МПО им. И.Румянцева с самого начала не вызывали у наших французских партнеров никаких сомнений. Собственно, именно поэтому и был заключен контракт с нашим предприятием. Трудности проявились при «стыковке» двух систем работы: преодолении языкового барьера, разницы в менталитетах, методиках, требованиях к нормативно-технической документации. Было проработано множество инструкций, стандартов и других документов, оформлено громадное количество новых и непривычных для российского авивапрома по форме документов.

Следует отметить, что наши французские партнеры не только жестко контролировали всю работу по подготовке производства, но и активно помогали в этом процессе. Ими были проведены десятки аудитов, проверок, совещаний, обучающих курсов. За эти годы МПО им. И.Румянцева приняло множество различных специалистов из группы Сафран. Кстати, по их же словам, они немало полезного почерпнули и для себя из опыта работы с нашими специалистами. По европейским стандартам проверялась и приводилась в соответствие ним Система менеджмента качества. Здесь хотелось бы заметить, что российские стандарты, требования и нормативно-технические документы, по которым работает МПО им. И.Румянцева, ничуть не мягче, а зачастую и жестче, чем западноевропейские. Тем не менее, устранение несоответствий, адаптация конструкторской документации и чертежей, разработка технологий, сертификация спецпроцессов (таких как гальванические, электроэрозионные и ряд других), обеспечение прослеживаемости на всех этапах, как и надлежащее документирование всех аспектов и этапов работы, отняло у наших специалистов немало сил, времени и нервов прежде чем наши французские партнеры дали «зеленый свет» на изготовление первого агрегата. Основная тяжесть работы, разумеется, легла на службы Главного инженера предприятия – отдел Главного конструктора, отдел Главного технолога, отдел Главного металлурга и ряд других.

Как сказал Президент РФ Дмитрий Медведев на Совещании по вопросам модернизации и технологического развития экономики 15 мая этого года: «Основная проблема заключается в том, что, несмотря на правильные программные установки, никаких существенных изменений в технологическом уровне нашей экономики не происходит. И это особенно очевидно в период глобального финансово-экономического кризиса».

В целях успешного освоения производства нового агрегата, руководством объединения было принято решение о закупке целого ряда новых станков и оборудования. Разумеется, оборудование приобреталось для использования не только при производстве АДТ, но и для повышения эффективности всего производственного и технологического процесса, улучшения качества всей линейки выпускаемых агрегатов. Были приобретены и введены в производственный процесс шесть горизонтально-фрезерных обрабатывающих центров «Kitamyra Mycenter», токарные обрабатывающие центры SPM, электроэрозионные станки «Sodick», шлифовальный станок «Shtuder», координатно-шлифовальный станок «Hauser», станки токарной и фрезерной группы «Haas», вакуумная печь «Schmetz», координатно-измерительная машина «Zeiss Accura 7» и ряд другого самого современного оборудования, переоборудованы линии сернокислотного и твердого анодирования. Специально для регулировки и испытаний АДТ был спроектирован и построен уникальный Стенд приемо-сдаточных испытаний. Внедряется современная система планирования производства - ERP. В настоящее время начата процедура сертификации Системы Менеджмента Качества МПО им. И.Румянцева на соответствие требованиям международного стандарта EN 9100.

В результате всего этого объемного и весьма затратного комплекса мероприятий, эффективной работы всех служб и подразделений, усилий руководства, был успешно изготовлен, собран, отрегулирован и испытан первый серийный агрегат дозатора топлива (АДТ) для двигателя СаМ146.

Как уже говорилось выше, проект АДТ рассматривался нашим предприятием как первый в цепочке других возможных перспективных проектов. Ведь даже Президент Французской Республики Николя Саркози, назвав самолет "Суперджет-100" «значительным достижением российской промышленности», добавил, что Франция готова работать с российской стороной над реализацией и других проектов. Переговоры по таким проектам уже велись не только с нашими партнерами из группы Сафран, но и с другими западными компаниями. К сожалению, в связи со сложным положением в мировой экономике в целом и в авиационной промышленности в частности, целый ряд проектов, по которым велись переговоры, были заморожены до лучших времен.

Тем не менее, МПО им. И.Румянцева с оптимизмом смотрит в будущее. Мы уверены в своих силах, в своих людях, в нашей технологической базе, в нашей способности работать с любым, самым взыскательным российским и зарубежным партнером. Особенно сейчас, когда, согласно Указа Президента РФ, крупнейшим акционером ОАО «МПО им. И.Румянцева» стала госкорпорация «Ростехнологии», активно работающая с российскими предприятиями по многим направлениям, в том числе и по выходу на международные рынки.

Любой из сотрудников ОАО «МПО им. И.Румянцева» готов подписаться под словами, сказанными в интервью газете «Известия» Генеральным директором государственной корпорации "Ростехнологии", Председателем Союза машиностроителей России Сергеем Чемезовым: «… российские технологии - валюта твердая. Главное, что эти деньги поступают не от продажи сырья - нефти, газа, древесины, а от реализации самой высокотехнологичной продукции российского производства. …сейчас всем трудно и нам приходится рассчитывать, прежде всего, на свои силы. Но мы надеемся выйти из кризиса окрепшими. Трудности закаляют... И еще – нужно всегда помнить, что за кризисом обязательно идет подъем, а готовиться к нему нужно уже сейчас!»